В 2010 году была рассекречена долкладная записка главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину, связанная с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Как выяснили сотрудники НКВД, лётчика Благина попросту заставили выполнить опасный трюк.
За полтора часа до рокового полёта с санкции высшего руководства ВВС с лётчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с АНТ-20. Съёмки фигур высшего пилотажа должны были вести с Р-5. Руководитель полётов и непосредственные начальники пилотов об этом разговоре и планах кинооператоров ничего не знали. Благина сделать «мёртвую петлю» практически заставили, ссылаясь на приказ руководства ВВС.
Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную версию менять не стали. Взамен власти помогали семье лётчика, объявленного виновным.
«Дублёр» «Максима Горького» разбился в 1942 году.
Сегодня мало кто знает, но после гибели «Максима Горького» планировалось построить новую, улучшенную версию АНТ-20. Замысел этот был реализован в 1938 году, когда был построен АНТ-20 бис, оснащённый новыми , более мощными двигателями М-34ФРНВ. Это позволило убрать тандемную установку и сократить число двигателей с восьми до шести.
Предполагалось, что АНТ-20 бис будет построено более десятка, и все они также будут именными, как их предшественник. Однако на деле всё ограничилось единственным АНТ-20 бис, построенным на заводе в Казани. Самолёт получил название ПС-124 (пассажирский самолёт 124 завода), его испытания были успешно завершены в 1939 году.
Под бортовым номером Л-760 самолёт совершал регулярные рейсы на линии Москва – Минеральные воды до декабря 1940 года. 3aтем до ноября 1941 года машина находилась в эскадрилье особого назначения московского аэропорта. С ноября 1941 года самолёт, переоборудованный под двигатели АМ-35 и переданный Узбекскому управлению авиации, перевозил грузы и пассажиров по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолёт из-за нарушений экипажем правил лётной эксплуатации потерпел катастрофу в 90 км от Ташкента.
Источник: