«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из четырех[нет в источнике] реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК.
«Буран» предназначался для:
выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов
проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;
комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях;.
Одним из назначений корабля Буран было обозначено "точная юстировка параметров орбиты искусственных спутников Земли". В первую очередь "точной юстировке" должны были подвергнуться спутники орбитальной группировки, обеспечивающей передачу координат GPS.
Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике
Полюс
«Полюс» (Скиф-ДМ, изделие 17Ф19ДМ) — космический аппарат, динамический макет (ДМ) боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф». Полезная нагрузка, использовавшаяся во время первого запуска ракеты-носителя «Энергия» в 1987 году.Скиф-ДМ имел длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Он состоял из двух основных отсеков: меньшего — функционально-служебного блока и большего — целевого модуля. Функционально-служебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными опытами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке.
В отсеке двигательной установки размещались 4 маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.
Программа полёта Скиф-ДМ включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических.