На крыше вместо командирской башенки появился колпак с тремя смотровыми лючками для перископного прицела. Командир теперь пользовался перископическим прибором ПТК. Люк на крыше рубки (правда одностворчатый, в отличие от СГ-2). Изменено размещение БК. Оно фактически повторило решение КБ Мытищинского завода.
Установка перископа дала возможность переместить место командира вперед. Это увеличило полезный объем рубки. А командир теперь стал выполнять обязанности ещё и радиста, и наводчика по вертикали. Не самый лучший вариант, но о перегруженности командиров советских танков мы говорили не единожды.
Такие же изменения претерпело и место наводчика. Смотровые щели были убраны. Вместо них устанавливались те же смотровые перископические приборы. Был убран левый топливный бак, который находился как раз выше наводчика. Таким образом, и в этом секторе объем рубки был увеличен.
Впервые позаботились о заряжающих. Теперь для них были предусмотрены откидные сиденья. При движении заряжающие имели свои штатные места, а в бою сиденья не мешали работе.
Подвергся изменениям и лоб установки. Он стал более простым. Исчезла "ступенька". Таким образом, можно говорить о том, что от концепции максимального использования шасси Т-34 отказались. Корпус решили переделать. В бронировании ликвидировали щели и отверстия.
Боевое применение.
Говорить о том, что СУ-122 выпущена малой серией, глупо. 638 единиц — это достаточно много. Однако, говорить, что машина была удачна, тоже сложно. Иногда создается впечатление, что машина создана для 1941 года. Или на начало 1942-го. Лобовая броня в 45 мм в то время, когда у немцев появились ПАК-40, когда первые "Тигры" уже были в бою (осень 42-го, Синявино), когда немецкие "четверки" и "штуги" получили свою «длинную руку», то есть, длинноствольное 75-мм орудие…
Конечно, можно поспорить о том, для чего предназначено это орудие. Штурмовое орудие. Однако, это орудие должно работать непосредственно во втором эшелоне. Но как только СУ-122 выходил на дальность видимости (1000 метров), как тут же получал поражение от немецких Т-4 и «штугов». Про «Тигров» в такой ситуации и говорить страшно. Лоб советской машины был недобронирован однозначно. Пример немцев и их САУ нам не указ. "Похоронила" эту машину Курская битва. Именно там машины жгли все, кому не лень.
Переход после Курска на СУ-85 и отказ от СУ-122, как нам думается, тоже был ошибкой. Машина могла прекрасно выполнять обязанности штурмового орудия и дальше. Но в составе танковых бригад. Батарея СУ-85 и батарея СУ-122. Просто каждый выполнял бы свою работу. Пушки 85-й, которые по факту были противотанковыми, били бы танки, а гаубицы 122-й – уничтожали бы все остальное: ДОТы, ДЗОТы, пехоту. Но случилось то, что случилось.
Кстати, немцы, которые захватили несколько СУ-122 в качестве трофеев, их использовали с большой пользой для себя. Машины даже название не поменяли — StuG SU122(r).
Уже в 1944-м году СУ-122 стали редкостью. В полках, где они были, старались не отправлять эти машины на ремонт, а ремонтировать на месте. Иначе машину заменят на СУ-85. Но в Берлине 1945-го эти машины были. Немного, но были.
Сегодня единственной СУ-122, которая сохранилась в первозданном виде, является машина (бортовой номер 138) лейтенанта В.С. Принорова за номером 305320. К сожалению боевой путь машины известен мало. Машина из состава 4-й батареи 1418-го САП 15-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии. Была подбита в бою за село Никольское Свердловского района Орловской области 24 июля 1943 года. Командир машины и механик были ранены. Наводчик и замковой убиты. Машина отправлена в ремонт.
Всего же, по нашим сведениям, в российских музеях сегодня находится 4 машины этого типа.