Как воевал Не.219.
Так как самолеты выпускались реально по капле, то и вооружена ими была единственная группа ночных истребителей, I/NJG 1.
Несмотря на потери, результативность действий группы постоянно увеличивалась. Но боевые потери были существенно меньше количества одержанные побед, и даже не шли ни в какое сравнение вплоть до появления над Германией ночных истребителей «Москито».
Появление ночных истребителей «Москито» несколько затруднило действия пилотов Не.219, но не критически. Между «Москито» и «Филином» сохранялся некий паритет, более тяжелый Не.219 был быстрее, как в плане максимальной скорости (665 км/ч против 650 км/ч), так и в плане крейсерской (535 км/ч против 523 км/ч), забирался на большую высоту (12 700 м против 10 600 м), но «Москито» был лучше на вертикали (615 м/мин против 552 м/мин у Не.219).
Приведены данные Mosquito NF Mk.38 и He.219a-7/r-1.
Можно спорить на тему, чье радиолокационное и радиооборудование было лучше, лично я бы предпочел «Телефункен» и «Сименс».
Ну а в плане вооружения однозначно Не.219 был лучше. Четыре «Испано-Сюизы» «Москито» являлись серьезной огневой мощью, но батарея на не-219 однозначно была поэффективнее.
На службе в I/NJG I He.219A показал себя простым в техническом обслуживании, так как с самого начала был предусмотрен легкий доступ ко всем агрегатам. В частях технического обслуживания заменялись даже крупные узлы.
Более того, в частях технической поддержки из запчастей и узлов силами персонала было собрано 6 (ШЕСТЬ!!!) истребителей. Да, они как бы шли вне заводской программы, но тем не менее, они летали и воевали!
Даже с полной нагрузкой Не.219 имел избыток мощности, особенно когда появились двигатели «Даймлер-Бенца» мощностью в 1900 л.с., так что отказ двигателя на взлете был делом не опасным. Реально зафиксированы случаи взлета на одном моторе при не полностью выпущенных закрылках.
Легко ли было воевать на «Филине»? Да, радары того времени были делом очень примитивным, но немецкие летчики уходили на тот свет (кому не повезло) не с куцым списком побед. Не чета, конечно, дутым спискам того же Хартмана, и воевали ночные истребители не против По-2, и гибли, понятное дело. Но и напрягали по полной программе противника, благо, самолет позволял.
Обер-фельдфебель Морлок в ночь на 3 ноября 1944 г всего за 12 минут достоверно сбил шесть британских самолетов и одного предположительно. Это было просто: Морлок глазами радара видел англичан, а они его нет. Но следующей ночью этот пилот погиб от атаки «Москито».
Вопрос везения: первым увидели тебя – ты труп. Первым увидел ты – «абшуссбалкен» готов.
К концу 1944 года Люфтваффе получили 214 Не.219 (108 поступили из Швехата и 106 из Мариэнэ), но принятие в ноябре «срочной истребительной программы» означало приговор всем двухмоторным поршневым истребителям за исключением Do.335 «Стрела».
Хейнкель фактически игнорировал приказ и ввел в действие еще одну сборочную линию Не.219 в Ораниенбурге. Тем не менее удалось выпустить еще только 54 Не.219, вместе с которыми в боевые части поступили 20 истребителей, переоборудованных из опытных машин.
К моменту принятия «срочной истребительной программы» были разработаны несколько вариантов Не.219 и даже готовилось их производство. Но реально были выпущены 6 единиц нового проекта Не.419. Этот высотный истребитель впервые поднялся в воздух в 1944 г.
В конструкции Не.419А-0 использовали фюзеляж и оперение Не.219А-5 и два двигателя DB 603G. Серийная модель Не.419А-1 должна была иметь новую хвостовую часть и новое оперение с одним килем. Но предпочтение было отдано Не.419В-1/R1 с фюзеляжем от Не.219А-5 с оперением по образцу Не.319, который в серию не планировался, но задел был.
Крыло имело еще большую площадь — до 58,8 кв. м. Двигатели DB 603G планировались к установке с турбокомпрессорами. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG 151 в корне крыльев и четырех 30-мм МК 108 в нижнем обтекателе. Продолжительность полета оценивалась в 2,15 часа при скорости 675 км/ч на высоте 13600 м. Шесть Не.419B-1/R1 были реально построены с использованием фюзеляжа Не 219А-5, но их судьба не известна.
Что можно сказать еще об этом самолете?
Не.219 был во многих аспектах выдающимся самолетом, практически без каких-либо проблем с освоением в строевых частях в отличие от многих других машин. Очень мощный, с прекрасным вооружением и радионачинкой. Вообще с большим количеством новшеств.
Но сыграть значительную роль ему не пришлось. Если говорить о Не.219 просто как о самолете, то можно сказать, что упертость Мильха в частности и невнятные колебания Технического департамента в целом, просто запороли весьма и весьма хорошую машину.
Однако если принять во внимание то, на чьей стороне воевала машина, то все нас должно было бы устраивать.
Но самолет был хорош. И если бы Хейнкель смог выпустить не три сотни, а три тысячи таких самолетов, то многие британские экипажи реально не долетели бы до своих аэродромов.