Несмотря на очевидные достоинства корабля, в 1989 году все работы по нему были свернуты. Официальной причиной такого решения называют «дефицит финансирования», который начал ощущаться в конце 80-х годов: основная часть средств, выделяемых советской космонавтике, уходила на программу «Энергия-Буран». Впрочем, причины закрытия могли быть и другими. Например, известно, что военные заказчики весьма скептически относились к идее реактивного приземления. Оригинальная схема вызывала закономерные вопросы со стороны тех, кто привык к отработанным средствам: парашютам и двигателям мягкой посадки. Работник НПО «Энергия» Сергей Щербак рассказывал, что в числе претензий фигурировала невозможность дублировать работу посадочного устройства «Зари».
Свою роль сыграл и «человеческий фактор». Ветераны предприятия свидетельствуют, что Константин Петрович Феоктистов вступил в серьёзный конфликт с Юрием Павловичем Семёновым, который в 1989 году стал Генеральным конструктором НПО «Энергия». В результате главный идеолог проекта был вынужден уйти на пенсию, что пагубно отразилось на судьбе корабля.
И всё же некоторые технические решения, придуманные для «Зари», пытались использовать в более поздних программах. Например, в 1995 году обсуждался российско-американский проект восьмиместного корабля-спасателя, доставляемого шаттлом на Международную космическую станцию и находящегося в её составе пять лет в постоянной готовности к спуску. Отдельные элементы «Зари» можно найти в российских многоразовых кораблях «Клипер» и «Федерация» (недавно переименованной в «Орла»). Проблема в том, что все эти разработки до сих пор остаются проектами, которые пока не добрались до космоса.
Источник: warspot.ru