На северной стене - надписи о том, кто и когда это строил:
"В 699 (1250) г. в правление Шахиншаха, сына великого Закария, я, Курд, сын Вачэ, и жена моя Хоришах, дочь Марцпана и Мамкан, снискав, благодаря Богу, милости чужеземного войска стрелков, посвятили себя армянским церквам. Из любви к Богу вновь приобщились к [храму] Святого Карапета и принялись строить этот великолепный дом и, затратив большие средства, завершили его. И служители святые назначили служить в год двадцать обеден: десять мне, Курду, и десять – Хоришах. Пока мы живы, десять Вачэ и десять Мамахатун, а после нашей смерти – нам, начиная с Нового воскресения, и пусть неуклонно исполняют. Кто нарушит, ответит за наши грехи. Исполнителей нашего завещания да благословит Господь. Аминь."
Но больше всего в этом зале поражает обилие хачкаров, покрывающих его практически сплошной текстурой. Самый примечательный в Ованаванке - крест с лицом, символизирующий то ли Христа, то ли Адама:
Все они - наследие паломников, и те, что покрупнее, делали лучшие мастера по заказу князей и купеческих "баронов", а те, что попроще, вырезали простые люди на камнях неуверенной рукой. И как плотность кратеров на поверхности безвоздушных планет свидетельствует об их возрасте, так и плотность хачкаров - о чтимости монастыря в былые времена:
В годы своего расцвета Ованаванк обладал поистине впечатляющим реликварием, где хранились десница Стефана Первомученика, саван Христа и гвоздь, которым прибили к кресту Его руку. Стефанова десница ныне находится в Эчмиадзине, а вот о судьбе двух других святынь я так и не нашёл каких-то вразумительных сведений. Но саван Господень - это Туринская плащаница, как бы ни единственный библейский артефакт, чью подлинность признают все церкви мира. Более вероятно, что здесь хранилась другая реликвия - Риза Господня. Ныне она, как и священный гвоздь, находятся в Москве, куда прислал их в 1627 году персидский шах Аббас I, стремившийся договориться с русским царём о речном пути в Европу. Но свой подарок персы прежде вырвали из рук другого православного народа - до 1617 года две реликвии хранились в Мцхете, в главном грузинском соборе Светицховели. И не из Ованаванка ли они туда попали? Или, напротив, временно вывозились из Мцхеты в Ованаванк?
Над дверью, соединяющей гавит с храмом Св. Предтечи (Сурб-Карапет) - ещё один резной тимпан, на котором изображена притча из Евангелие от Матфея о Христе и девах мудрых и неразумных. Это они в нашем переводе девы, а в армянском, где нет категории рода - просто люди, а потому здесь в облике мужчин:
Зал собора оказался лаконичным и каменным:
Тем более воздвигнутый 800 лет назад, он в Армении почти новостройка. А вот церковь Сурб-Григор на месте языческого капища основал лично Григорий Просветитель, а нынешний облик оформился с завершением сводов в 573 году. Стены и арки этой церкви если не времён самого Святого Григора, то лет так на сотню моложе. Фантастический возраст выдаёт хотя бы пол, отполированный до скользскости и блеска и протоптанный так, что ни одна плита в нём не лежит горизонтально:
Точный возраст этих армянских церквей "первого поколения" сейчас невозможно установить, но в 4 веке могли быть построены базилики здесь, в Апаране и Ереруйке на турецкой границе, а возможно, что и где-нибдь ещё. Каждая из них может быть старейшим сохранившимся христианским храмом мира, и от такого осознания под этими сводами цепенеешь.
В алтаре - не столь древний, и всё же весьма редкий для Армении иконостас, или вернее ретабло. Последней святыней Ованаванка осталась частица мощей Иоанна Предтечи в боковой арке: