Знаменитый британский Norton WD16H, британская промышленность выпускала их десятками тысяч в 30-ые годы прошлого века. Байки были модернизированы под военные требования и получили самое широкое применение в войсках союзников в период Второй Мировой войны, о чем мы будем говорить, рассматривая байки времен Второй Мировой .
Мотоцикл CZ «Турист»
Источник: planet-today.ru
Чехословацкий концерн CZ серийно выпускал отличный 500-кубовый байк «Турист», идеально соответствовавший требованиям военных. Начатое в 1938 году серийное производство продолжалось вплоть до 1941 года. Специально модернизированная версия мотоцикла поставлялась для нужд службы охраны Ватикана. Байк смотрелся очень круто: был выкрашен в черный цвет и имел много хромированных деталей.
Отдельно хотелось бы остановиться на «немцах». После Первой Мировой войны германская экономика некоторое время испытывала значительные осложнения. При этом, далеко не каждый немец мог позволить себе обзавестись блестящим лакированным мерседесом, однако кататься хотели многие, поэтому производство мотоциклов испытывало некоторый подъем. Творческая мысль немецких инструкторов и инженеров постоянно выдавала новые перлы, а традиционный прусский склад характера не позволял угомониться буйному воинственному нраву и все чаще подталкивал изобретателей к заманчивому пути военно-промышленной направленности. Что из этого получилось впоследствии – знают все, смотревшие фильмы про войну, - кто не помнит знаменитый образ немецких мотоциклистов с пулеметом на коляске? Но пока, речь шла о двух соперниках: два будущих гиганта BMW и «Zundapp» резво начали осваивать новую нишу серийного производства байков, поначалу только для гражданского пользователя, однако с начала 30-ых годов, конструкторы оценили и перспективы гособоронзаказа. Дело было еще и в том, что по итогам Первой Мировой войны Германии не разрешалось производить военную технику, однако мотоциклы не попадали под действие запрета.
Мотоцикл R-32
Источник: planet-today.ru
К тому времени BMW уже запустили в серию несколько моделей, на которые в свою очередь был установлен ничем не примечательный мотор М-2 В-15, с точностью копировавший выпускавшийся в Британии «Douglas». Мотоциклы были так себе и как-то даже не запомнились чем-то выдающимся. Однако, в 1922 году в серийное производство был запущен R-32. Это было детище самого Макса Фрица, главного инженера BMW. Поговаривают, что легенда создавалась дома у Макса, где он даже по ночам работал на чертежном кульмане. В конструкции R-32 был реализован ряд новаторских в то время идей: это и поперечное расположение цилиндров оппозитного двигателя с одновременной передачей крутящего момента на заднее колеса с помощью карданного вала, оригинальная трехступенчатая коробка передач, несъемные головки цилиндров, подрессоренная передняя вилка-телескоп и внутриступичный барабанный тормоз переднего колеса. Придуманный, что называется «с нуля», мотоцикл получился легким (122 кг), надежным и красивым. Да и ТТХ были на высоте: при мощности двигателя в 8,5 л.с. и объеме в 500 кубов, байк легко разгонялся до скорости 90 км/ч. К 1926 было выпущено уже более 3000 единиц BMW R-32.
Мотоцикл R-35
Источник: planet-today.ru
Конечно, такой красавец не остался без внимания военных и большое количество образцов модернизированной для военных целей версии, получившей название BMW R-35, попало на службу в «Вермахт». Производство R-35 для нужд армии продолжалось вплоть до 1940 года.
У BMW был и еще один вариант модернизации R-35 для нужд армии – R-12. Отличался он более мощным двигателем, при объеме 745 кубов мощность достигала 18 л.с. Его низкая цена в сочетании с надежностью и высокими ходовыми качества, унаследованными от R-32, привлекла внимание военных и байк стал самой массовой армейской моделью мотоцикла в Германии. К 1935 году их было выпущено 36000. R-12 выпускался как в «соло» исполнении, так и с коляской. Причем, последняя выпускалась не BMW, а фирмой «Royal» и имела ряд особенностей: у нее была система амортизаторов для «нежной» перевозки раненых, корпус коляски не имел сварных швов.