А вскоре подхватила меня легковушка с парой весьма разговорчивых мужиков, которые и водопад мне показали, и с лявянги ларёк нашли, и высадили на том повороте у объездной Ленкорани, где голосуют "коллективным такси" пассажиры в Астару. Рассказать они мне тоже успели много интересного: например, что талышей много в Москве потому, что там, где-то в Бирюлёво или Царицыно, у них есть "свой" генерал МВД, ещё в советское время сделавший карьеру в союзной столице.
На въезде в Астару, километрах в 30 от Ленкорани, мы без остановок проехали село Арчиван, где есть своя достопримечательность - Горящий источник Янарбулаг, поднеся к которому спичку, можно получить над водой тусклый языки холодного пламени. Но почти то же самое я уже видел несколькими годами раньше в Киргизии, а в Азербайджане куда больше впечатляют места вроде Янардага или Атешгяха. Под дождём пейзаж становился всё более тропическим, а советской телевышка сложной формы намекала, что рядом граница Дальнего зарубежья:
Последний город перед иранской границей - Астара, не меньше Ленкорани впечатляющая звучностью своего назвнаия. Как деревня у дороги из Персии в Ширван она известна с 984 года, а в 16-17 веках, при Сефевидах, стала резиденцией их наместника в Талыше. Именно из Астары в 1669 году вышел флот Мамед-хана Астаринского на перехват казаков Стеньки Разина, прежде успевших поторговать и подраться в Реште, пограбить Астрабад и срубить острог на Ашур-аде. Персия, надо сказать, держава ещё более континентальная, чем Россия, и сильного флота, в отличие от турок и арабов, не имела никогда. Тем боле - на Каспии, который всегда воспринимала как свой тыл. И вот астаринский хан перед преследованием пиратов Каспийского моря принял совершенно "революционное" решение скрепить свои корабли цепью. Судя по всему, вешалась она если не на мачты, то уж точно выше ватерлинии - под градом стрел казаки на вёртких стругах прорвались к флагману и да изрешитили его из своих пушек, и флагман утянул в пучину всю остальную эскадру. С потерями в две сотни человек (убитых в основном из луков) и ноль лодок разинцы полностью (!) уничтожили флот, втрое превосходивший их личным составом (около 3700 человек) и в десятки раз тоннажем - 50 бусов против 23 стругов. Сам Мамед-хан успел уйти на одном из трёх спасшихся из цепи кораблей, а вот дочь его Разин выловил из моря и взял себе, чтобы после, как пелось в казачьей песне, почти что без повода утопить в Волге. Может быть помня про этот позор, а может быть просто боясь заговорщиков из чиновников шаха, Чёрный хан Сеид-Джалаладдин в 1747 году, провозглашая независимое Талышское ханство, перенёс свою столицу в Ленкорань.
О дальнейшей судьбе Талышского ханства я рассказывал в прошлой части: перед лицом нового покорения Персией следующий хан в 1795 году попросился в состав России. В 1813 году, по итогам войны, принадлежность Талыша царские дипломаты с шахом не желали даже обсуждать - ведь формально выходило, что к началу войны здесь уже была территория России, на которой Персия - агрессор. В следующую русско-персидскую войну недовольные таким условием персы потеряли ещё Эривань с Нахичеванью, но Талыш Россия, словно в насмешку, всё же согласилась частично уступить - его южная часть вернулась Тегерану, а новая граница прошла по реке Астарачай. Астара же стояла на двух её берегах - с юга собственно город, а с севера предместье Гом, видимо в силу звучности названия оставшееся пограничным селом Астара в Ленкоранском уезде. В 1945 году она стала городом, и две тёзки по разные стороны реки смотрятся не хуже, чем Тильзит с Панемуне в Прибалтике или Могилёв-Подольский и Атаки на Днестре. По площади две Астары почти одинаковы, но тут дело в разном подходе к застройке: Иранская Астара (46 тыс. жителей) втрое крупнее Азербайджанской Астары (16 тыс. жителей), а "на глаз" их разница и вовсе покажется десятикратной - тут тихая и малоэтажная "глухая провинция у моря", а там - безумный город-базар среди тесно стоящих высоток.
Между тем, выйдя на главной площади, в здании с двух прошлых кадров я сходу признал обезглавленную церковь. Это действительно был Никольский храм, причём даже не совсем типового проекта: