Война сломала все планы. О коммерческих полетах над Атлантикой пришлось забыть. Но многомоторные самолеты продолжали летать из Нового Света в Старый. Одни доставляли солдат и вооружение, другие, военного назначения, перегонялись в районы боевых действий. Это заставило расширить и забетонировать взлетно-посадочные полосы в местах промежуточных посадок на Ньюфаундленде, в Исландии, Северной Ирландии, получила развитие служба метеорологического обеспечения. Гонка вооружений вела к созданию все более совершенных двигателей. Так была создана основа для послевоенного пассажирского маршрута Америка – Европа. США, удаленные от театров военных действий, продолжали развивать гражданскую авиацию. Появились четырехмоторные машины с большой дальностью полета. После вступления страны в войну в декабре 1941 г. большинство из них перепрофилировали в военно-транспортные, но когда боевые действия закончились, их вновь переделали в гражданские. «Дуглас DC-4» и «Локхид “Констеллейшн”» стали первыми самолетами с колесным шасси, на которых начались регулярные пассажирские полеты между Северной Америкой и Европой. Благодаря им трансатлантические рейсы превратились из приключения в обыденное дело.
Источник: pikabu.ru
Дуглас DC-4
Источник: pikabu.ru
Локхид Констеллейшн
23–24 октября 1945 г. компания «Америкен эйрвейз» выполнила первый трансатлантический рейс на DC-4. Полет из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия в британский Борнмут с промежуточными посадками в Бостоне, Гандере (Ньюфаундленд) и Шанноне (Ирландия) длился 23 час. 48 мин. (летное время – 14 час. 5 мин.). Назвать полет коммерческим можно было только с натяжкой: кресла в пассажирском салоне занимали чиновники и журналисты и лишь один пассажир попал на борт за деньги – он заплатил за полет в один конец 600 фунтов стерлингов. Весной следующего года начались обычные пассажирские перевозки. Рейсы теперь заканчивались в лондонском аэропорту. Авиакомпания TWA, купившая самолеты «Локхид L-049 “Констеллейшен”», стремилась занять свое место на рынке трансокеанских перевозок. 25 ноября 1945 г. был сделан пробный рейс L-049 из Вашингтона в Париж через Нью-Йорк, Гандер и Шаннон. Следует отметить, что некоторые экипажи были знакомы с этим самолетом задолго до ноября 1945 г. – во время войны они выполняли полеты через Атлантику на его транспортной версии C-69. Первый трансатлантический коммерческий рейс «Констеллейшена» состоялся 5–6 февраля 1946 г. Самолет с 36 пассажирами пролетел по маршруту Нью-Йорк – Гандер – Шаннон – Париж за 19 час. 46 мин. Вслед за Парижем компания TWA проложила трассы в другие города Европы. 15 февраля впервые был осуществлен рейс Нью-Йорк – Рим, 1 апреля линия была продлена до Афин и Каира. С 8 апреля 1946 г. L-049 стали летать из Нью-Йорка в Женеву, а с 1 мая – в Лиссабон и Мадрид. «Америкен эйрвейз» также развивала сеть маршрутов. В феврале 1946 г. к рейсам из США в Великобританию добавились полеты в Амс тердам и Стокгольм. В мае того же года DC-4 начали летать в Западный Берлин. К трансатлантическим перевозкам присоединились и европейские авиакомпании. В мае – июне 1946 г. британская BOAC организовала полеты в Нью-Йорк, которые проходили дважды в неделю, голландская KLM освоила маршрут Амстердам – Нью-Йорк, «Эр Франс» работала на линии Париж – Нью-Йорк. Использовались все те же DC-4 и L-049, так как своих дальнемагистральных самолетов у пострадавшей от войны Европы тогда не было. Дозаправки, как обычно, производили в Шанноне и Гандере. В 1948 г. «Эр Франс» организовала беспосадочные ночные полеты в Нью-Йорк на «Локхид “Констеллейшн”». Но это были эксклюзивные рейсы для миллионеров – самолет имел только 11 мест, зато брал больше горючего. По мере роста пассажиропотока между Старым и Новым Светом (с 1946 по 1949 г. он возрос втрое и достиг 300 тыс. чел. в год) стоимость билетов снижалась, и во второй половине 1940-х гг. полет из Лондона в Нью-Йорк и обратно обходился в 156 фунтов стерлингов. В конце 1940-х – первой половине 1950-х гг. над Атлантикой появились новые модели четырехмоторных авиалайнеров – «Боинг 377 “Стратокрузер”», «Дугласы» DС-6 и DC-7, «Локхид L-1049 “Супер Констеллейшн”». Они имели герметизированные фюзеляжи, более мощные двигатели, их размеры позволяли вместить больше пассажиров. Возросла дальность полета, и теперь пересечь океан можно было только с одной посадкой для дозаправки. В наши дни полеты через океаны стали обычным делом, а беспосадочная дальность авиалайнеров достигла 8–10 тыс. км.
Источник: