Свой стенд представил в Энгельс, тем более к "гагариниаде" он имеет самое прямое отношение:
А вот из музея в городке Красный Кут - парашют Германа Титова. Дублёр Гагарина стал вторым человеком в космосе, в августе 1961 года на "Востоке-2" совершив первый в истории суточный полёт, и первым прочувствовал вред невесомости. Сюда же, в Саратовскую область, он приземлился просто потому, что для его полёта использовали уже проверенную траекторию Гагарина.
На День космонавтики в Саратов привозят выставки и из Москвы, и в этом году столица прислала экспозицию о животных в космосе. Вот например капсула для мыши, костюм для обезьяны и герметичная кабина для то ли Ветерка, то ли Уголька - двух последних (1966) космических собак. Правда, не полётная (та, вместе со спускаемым аппаратом, осела в РКК "Энергия"), а тренировочная на Земле:
Отличный пост о "непраздничном" Гагаринском поле со множеством исторических фотографий есть у aglomerat. Среди саратовцев же бытует мнение о "настоящем Гагаринском поле", которым традиционно считается пространство у Волги севернее Узморья, прекрасно видимое с трассы. Но скорее всего тут нет противоречия - капсулу, крышку от неё, катапультное кресло и самого космонавта разбросало примерно на 8 километров, так что вопрос скорее в том, где коснулся земли "Восток-1", а где - его пилот .
Выйдя с Гагаринского поля к трассе, я понял, что все мои претензии ко входу на праздник - это ещё пол-беды по сравнению с отъездом с него. Маршрутки отправлялись из Энгельса по заполнению, несколько не смущаясь тем, что под вечер одно и то же число пассажиров в городе будет набираться час, а здесь - несколько минут, поэтому на обочине росла толпа, а никаких намёков на транспорт не было. Иногда подворачивались водители, готовые взять несколько человек, но это была капля в море, и я пошёл подальше от толпы, чтобы уехать автостопом. Вскоре подобрал меня полный седеющий дядька с испорченным на корню настроением - тот факт, что он ходит с палочкой, для полицейских не был основанием дать ему проехать к полю на машине. За окном через полчаса езды вновь потянулись окраины Энгельса:
Город напротив Саратова начинался со ставки калмыцкого хана Аюки, на месте которой в 1747 году была основана Покровская слобода. Первыми её жителями были украинские чумаки, испокон веков ходившие через степи за самоосадочной солью на причерноморские лиманы, и теперь этот опыт пригодился на Эльтоне и Баскунчаке. К началу ХХ века слобода разрослась до 25 тыс. жителей и в 1914 году стала городом Покровск. В 1918 году, с созданием АССР Немцев Поволжья, он оказался крупнейшим её поселением, и потому стал центром этой пожалуй самой необычной национальной автономии СССР, в 1931 году и название получив немецкое - Энгельс. Населён он был при этом всегда в основном славянами, даже кирхи здесь вроде бы никогда не было, так что теперь о немецком прошлом напоминает лишь нетривиальная архитектура 1920-30-х годов. В войну республику разогнали, но город продолжил расти, а из эвакуированных предприятий после войны образовалась "Троллза" - крупнейший в мире троллейбусный завод. Нынешний Энгельс огромен (220 тыс. жителей), и включает маленький-маленький исторический центр у Волги и бескрайние массивы микрорайонов и частного сектора. В последние годы он ещё и застраивается как бы не активнее Саратова, да и во всей России в своей весовой категории уступает разве что городам Подмосковья и каким-нибудь курортам. Центр Энгельса и одинокий тихий вокзал я показывал в 2012-м, ну а в этот раз я решил увидеть логическое продолжение Гагаринского поля - затерянный на краю микрорайонов Лётный городок. Путь к нему из центра отмечают памятники: Бык-солевоз (2003) напоминает о чумацком прошлом...