Джип остановился в песке на мрачном пустом берегу с искусственной авандюной. Я не знаю, какой вид интереснее - с узорами или с ракушками, поэтому вот оба:
Песко под ногами мелкий, ракушки - биты в черепки, возможно расклёваны птицами:
Охотское море вновь оправдало ожидания, тем более что первый раз мы его увидели именно здесь. Холодное, неприветливое и беспокойное:
Мрачная абсолютность пустынного берега заставила меня вспомнить ту сцену из "Машины времени" Герберта Уэллса, где герой умчался в далёкое будущее и оказался на мёртвой Земле под погасшим Солнцем.
Но самое интересное - там, в море, у серого горизонта. Вот они - нефтяные платформы:
Прежде я знал, что это грандиозные сооружения, самые что ни на есть рукотворные острова с сотнями вахтовых жителей. Менее очевидно, что это ещё и утопленные небоскрёбы: их фундаменты могут уходить по воду на сотни метров. Первой в России такой платформой стал в 1998 году канадский "Моликпак", в рамках проекта "Сахалин-2" привезённый из моря Боффорта. Название его эскимосское - "Высокая волна". Он в принципе тоже недалеко отсюда, но сколько не вглядывался я в море - ничего не высмотрел в той стороне. В 2006-07 годах у Сахалина-2 появились ещё две платформы со скучными названиями по месторождениям. Американцы же с их любовью к дневным хищным птицам свои платфрмы назвали интереснее: береговой комплекс с прошлых кадров - "Ястреб", платформа на заглавном кадре (2005) - "Орлан", а вон вдалеке самый новый (2014) и самый крупный "Беркут" за 25 километров берега. "Беркут" один разрабатывает месторождение Аркутун-Даги, и из под него расходится куст скважин длиной до 7,5 километров, на которых работает самая мощная в мире буровая установка. Размеры "Беркута" - 133 на 100 метров и 144 метра высоты от морского дна до верхушки трубы. Общий вес конструкции более 200 000 тонн, а рассчитана она на морозы до -44 градусов, волны высотой до 18 метров, натиск плавучих льдов до 2 метров толщиной и 9-балльное землетряение.
Всего Сахалин добывает 15 миллионов тонн нефти, около 3% общероссийской добычи.
Помимо Сахалина, в России такие платформы есть ещё и в Баренцевом море. Вернее, одна платформа - небезызвестная "Приразломная", которую в 2011 году я видел в Мурманске накануне буксировки, а в 2017-м проходил мимо неё на Вайгач (разглядел, впрочем, лишь яркий факел посреди моря). У той административно-бытовая часть норвежская, а всё остальное, в первую очередь рассчитанный на замерзание моря фундамент - наше. Но подвозивший нас человек при упоминании "Приразломной" ругался долго: туда было подался работать его сын, и после американских платформ Сахалина успел там проклясть всё на свете. Экономят владельцы "Приразломной", по его словам, на любой мелочи: тут перчатки, спецовки, сапоги и каски выдают по надобности неограниченно, там - раз в месяц, то есть фактически их нужно покупать заранее за свой счёт; тут кормят бесплатно и по принципу шведского стола, там - дорого и по принципу столовки. Зарплаты там ниже и только за вахту (месяц), в то время как здесь аналогично оплачивается и межвахтовый месяц отдыха.... впрочем, последнее, как проверил sahalinets777 на местных форумах, оказалось неправдой. Так что и какова цена остальному сравнению - понятия не имею.