2. Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion («Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона»), 1997
Источник: i11.kanobu.ru
Самый лучший вариант — это End of Evangelion, полнометражный фильм, выступающий в качестве нормального завершения сериала. Не уверен правда насчет того, насколько к EoE применимы слова «нормальный» и «адекватный». Полнометражка, конечно, куда лучше справляется с задачей завершить сериал, но речь-то идет о «Еве», где вся нормальность и адекватность заканчивается где-то к десятой, кажется, серии.
Главный плюс End of Evangelion кроется как раз в измененном сюжете последних серий. Минимум рефлексии. Нет совершенно идиотской сцены, где Синдзи сидит на стуле посреди ничего, а все вокруг ему хлопают и поздравляют. Нет попыток показать альтернативную вселенную, где нет никаких Евангелионов и Ангелов. Зато есть продолжение истории, где все окончательно сходят с ума и друг друга убивают.
Идеально же!
Зрелищность в EoE тоже в разы выше, чем в сериальной концовке — тут вам и эпический махач между Евой-02 Аски и серийными Евангелионами, и штурм штаб-квартиры NERV силами обычного человеческого спецназа, и Лилит, которую прекрасно видно из космоса невооруженным глазом… словом, крутых моментов хватает. «Конец Евангелиона» вообще давным-давно растащили на отдельные кадры, ролики и тому подобный контент, и вы скорее всего уже видели добрую половину полнометражки в виде отдельных кадров (и мемов). Но здесь нет ничего удивительного — EoE по количеству экшена уделывает, пожалуй, практически весь сериал (хотя сцена, где Синдзи и Рэй выносили Рамиила, все равно нравится мне больше всего).
Еще стоит сказать, что «Конец Евангелиона» вышел весьма и весьма мрачным и серьезным. В оригинале нет-нет да проскальзывали короткие юмористические элементы — редко, конечно, но все же. Тут же ничего подобного нет, весь фильм от начала и до конца — это серьезная история о людях и о мире, которые встречают свой конец. При этом я не побоюсь сказать, что драмы в EoE столько, что не в каждой голливудской «драме» столько поместится. И все это — на фоне школьников, которые пытаются спасти мир, пятидесятиметровых роботов и прочих типично анимешных деталей. Некоторые сцены без шуток способны вышибить из зрителя слезу, какие-то заставят лишний раз задуматься о личности того или иного героя, третьи же просто отпечатаются в памяти благодаря тому, как они поставлены.
EoE запоминается, и это главное. По многим аниме-сериалам потом снимают полнометражки, но они редко выходят настолько хорошими, чтобы их не просто помнили, а обсуждали спустя десяток лет. «Ева» же проверку временем прошла, причем прошла с легкостью.
В общем, если вы вдруг по какой-то причине еще не смотрели «Еву», но начать все-таки хочется — то не забудьте проигнорировать последние две серии, а вместо них смотрите сразу «Конец Евангелиона». Возможно, самым прожженным фанатам «Евы» такой подход к вопросу и покажется ересью, однако он по крайней мере не оставит вас в состоянии жуткого ступора после увиденного.
1. Perfect Blue («Идеальная грусть»), 1998
Источник: i17.kanobu.ru
Каким должно быть идеальное аниме? Ведь это анимация, в кадре по определению может быть ЧТО УГОДНО, ее затем и изобрели, чтобы быстро и бюджетно переносить на экран космические корабли, боевых роботов, гигантских осьминогов и тому подобные дорогостоящие в live action-производстве вещи.
Но в лучшей своей картине режиссер Сатоси Кон придерживается стандартов обычного, нерисованного кинематографа — насколько я помню, ставший Perfect Blue проект начинал жизнь как покадровый анимационный ремейк «Хэллоуина» Джона Карпентера. Это даже не Синитиро Ватанабе, имитирующий присутствие физической камеры в боевых сценах, это мультфильм-кино, в котором вообще нет ни одного кадра или ракурса, которых Кон не мог бы добиться с помощью обычной съемочной группы, использующей реальную камеру. Это тем более потрясает, учитывая, насколько сложен видеоряд картины — но именно с точки зрения кино, монтажа, выбора линз и точки зрения, хореографии происходящего в кадре, а не пластики, преувеличенности, искаженности анимации актеров, действия или бэкграундов или каких-либо уникальных для мультипликации цветовых эффектов.