Бабуся — так ласково звали ее внуки, для которых она была главным человеком на свете. Прошли годы. Внуки выросли, обзавелись своими семьями. Бабушка продала свой дом и вырученные деньги отдала внукам на обзаведение, а сама осталась жить с дочерью и зятем в полученной ими городской квартире.
Но тут случилась беда — тяжело заболела, а потом и умерла дочь Вера. Зять категорически отказался жить с бывшей свекровью. Он собирался заново устроить свою личную жизнь и не хотел брать на себя такую обузу. Оставались внуки. Но у каждого из них свои причины не брать старую женщину к себе...
Делать кино про народ, беря за основу сюжеты из народной жизни, любят многие. Особенно в России, где слово "народ" принято произносить с трепетом и придыханием, памятуя об исконности, посконности и знаменитой триаде. Пройдя через болезнь чернухофилии, многие наши режиссеры, что называется, пошли в народ. Нечасто, но стали появляться фильмы из жизни глубоко народной, что проистекает на просторах земли русской, за пределами Садового кольца, а то и Московской кольцевой автодороги. Только вот беда - если в фильмах про любовь нас подстерегает пошлятина и неумеренная романтика в стиле дамских любовных романов, а картины про мужественных мужчин грешат преобильными реками крови, в которых плавают отстрелянные конечности, то к фильмам из народной жизни хочется пририсовать лапти и по ходу дела фальшиво-заунывно затянуть что-нибудь вроде "Степь да степь кругом".
Удивительным образом всего этого избежала Лидия Боброва со своей картиной "Бабуся". Впрочем, вряд ли это можно назвать удивительным. Боброва с самого начала сделала то, чего так всегда боялись создатели "народного" кино. Она не стала играть со зрителем в поддавки. История про бабу Тосю, "бабусю", как звали ее внуки, сколь жизненна, столь и кинематографична.
О том, как родилась идея фильма, Лидия Боброва сказала нехотя, с какой-то болью: "Это все взято из жизни, это подлинная история, я ничего не придумала. Эта история связана и с моей жизнью. Я же сказала, что я - одна из них, из этих женщин. И я не могла спокойно жить, пока не сняла картину". Пока не нашла момент покаяния.
У каждого из нас есть своя вина перед близкими и родными, потому что у каждого из нас есть своя совесть. Когда они уходят, ты ощущаешь, что болит душа, понимаешь, как много ты им недодал по разным причинам. И с этой виной уже будешь дальше жить.
Исполнительница главной роли, Нина Шубина — не профессиональная актриса, а простая жительница Архангельской области. Первыми картину увидели жители ее села; сама же актриса весь фильм проплакала.
Награды и номинации
Главный приз "Золотой лебедь" на Международном кинофестивале в Копенгагене за лучший сценарий и лучшую режиссуру, специальный приз жюри за лучшую актерскую работу Анне Овсянниковой и Нине Шубиной.
Приз зрительских симпатий на Международном кинособрании в Париже.
Гран-при МКФ "Ранконтр" в Париже
Арте-Гран-при V Европейского кинофестиваля, Франция
Премия Парижской мэрии на прокат фильма во Франции
Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале молодого восточноевропейского кино в Коттбусе (Германия).
Приз экуменического жюри, приз Дон Кихота и Специальный приз жюри на международном кинофестивале в Карловых Варах. Номинация на Хрустальный глобус.
Главный приз "Золотое оливковое дерево" на фестивале европейского кино в Лечче (Италия)
Номинация на "Золотую Звезду" на международном кинофестивале в Маррокеше (Марокко)
Гран-при фестиваля фестивалей в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую женскую роль Анне Овсянниковой на фестивале "Кинотавр", г. Сочи
Фильм
Название: Бабуся
Год выхода: 2003
Жанр: Драма
Режиссер: Лидия Боброва
В ролях: Нина Шубина, Юрий Овсянко, Анна Овсянникова, Владимир Кулаков, Сергей Гамов
Выпущено: Франция, Россия
Продолжительность: 97 минут
Перевод: не требуется
Файл
Формат: AVI
Качество: DVDRip
Видео: 512x288, 25 fps, 987 kbps, DivX, dx50
Звук: 48 kHz, 2 ch, 107.94 kbps avg, MPEG Layer 3
Размер: ~700 МВ