Производство: Япония Япония
Жанр: мистерия, киберпанк, психология, драма
Трансляция: c 07.07.1998 по 29.09.1998
Режиссёр: Nakamura Ryutaro, Nishiyama Akihiko, Matsuura Johei, Murata Masahiko, Ueda Shigeru
Студия: Triangle Staff
Описание:
Однажды четырнадцатилетняя японская школьница Лэйн, замкнутая, необщительная, живущая лишь в своем, понятном ей одной мире, в котором нет места другим людям, обнаруживает, что у неё есть Сетевой двойник. Причем не один. Она пытается понять, что происходит, но с каждым шагом все больше и больше запутывается...
Эпизоды:
01. Weird
02. Girls
03. Psyche
04. Religion
05. Distortion
06. Kids
07. Society
08. Rumors
09. Protocol
10. Love
11. Infornography
12. Landscape
13. Ego
Рецензия:
© Алексей Фадеев, 2004.05.06
Нет ничего более
неопределенного,
чем память. (цитата из сериала)
Любое произведение, заставляющее думать и напрягать мозги, как мне кажется, достойно должного уважения. «Лэйн: Серийные испытания» именно такое произведение. Мне неизвестно, какие чувства он вызовет у других зрителей, однако лично меня он 5 часов заставлял крутить шариками. Можно сказать, что я благодарен, но, думается, это слишком слабое восклицание. Скорее, более уместно будет сказать, что я восхищен.
«Лэйн: Серийные испытания» весьма старый сериал — он одногодка «Ковбой Бибопа» и «Тригуна», которые мне очень понравились. Но если «Бибоп» и «Тригун» в чем-то схожи, то «Лэйн: Серийные испытания» на их фоне стоит особняком. Настолько же трудный способ повествования мне встречался лишь раз — в давнишнем фильме «Яйцо ангела». Помнится, старина Осии также заставлял напрячь мозги, правда, тогда, как я не старался, все равно ничего не понял. Нечто подобное случилось и на этот раз. Но в отличие от старого фильма Осии, описываемый сериал оказался чуть проще и ближе к концу все-таки принял осязаемые черты.
Разработку «Серийных испытаний» вела известная в узких кругах команда «Triangle Staff», в недрах которой заседал Абэ Ёситоси — гениальный дизайнер и мастерский сценарист. Именно Абэ-сан создал концепты для «Лэйн», а впоследствии для сериалов «Ния под_семеркой» и «Альянс Серокрылых». Все три произведения получились на удивление удачными во многом благодаря стараниям Абэ Ёситоси.
Подробно рассуждать о сюжете и описывать все происходящее в «Лэйн: Серийные испытания» я не буду, не буду исключительно потому, что сериал настолько всеобъемлющ, что ничего хорошего у меня все равно не выйдет. К тому же умные фильмы обычно рождают споры и многостраничные дискуссии на форумах. Умные фильмы рождают мнения. Уверен, что «Лэйн», как один из таких фильмов, уже породил многочисленные дебаты и ожесточенные споры. Любителям романтики и миловидных комедий этот сериал может показаться нудным, другим может показаться закрученным и напряженным, кто-то заснет во время просмотра, а кто-то, как я, будет его хвалить.
Однако вкратце высказаться о «Серийных испытаниях» все-таки стоит, стоит хотя бы для того, чтобы зритель его не смотревший знал, чего ожидать. Выше я уже писал, что описываемый сериал в чем-то схож со старым сюрреалистическим фильмом Осии Мамору «Яйцо ангела». Уверен, все, кто знаком с этим фильмом, сразу же поймут что к чему. Единственное, что в отличие от фильма Осии, «Лэйн: Серийные испытания» создавали в 98 году и поэтому качество графики, а также операторские приемы не идут ни в какие сравнения. «Лэйн» — первый TV-сериал, почти полностью создававшийся на компьютере. В нем использованы самые современные приемы: как технические, так и стилистические. Именно поэтому визуальный ряд производит неизгладимое впечатление. Дело в том, что сам стиль съемки и расположение угла «камеры» подобраны почти совершенно, а если к этому добавить то, что многие кадры обрабатывались профессиональными дизайнерами, то можно еще поспорить о том, какое аниме в 1998 году нужно считать самым модным.
Но вернемся к сюжетному наполнению. Западные сайты и умные янки, ими управляющие, окрестили «Серийные испытания» как сериал в высшей степени психологический и драматический. Не спорю, и то, и другое определение к нему очень подходит, тем не менее, «Лэйн» в большей степени принадлежит к другой категории — категории киберпанка. Киберпанк, которому не дает умереть уже упоминавшийся сегодня Осии Мамору, довольно разработанный жанр в аниме. Бывает, что попадаются уникумы, утверждающие будто аниме сплошь и рядом состоит из глючных фильмов о компьютерах. Спросите зрителя-новичка, что он видел, и среди пятерки произведений обязательно будет растиражированный всеми пиратами мира «Призрак в доспехе», «Аниматрица» братьев Вачовски или печально известный «Кибер-город Эдо 808». Сериал, о котором я пишу, также относится к этому жанру, и спорить с этим бессмысленно. Когда я смотрел первые эпизоды «Серийных испытаний», то они мне показались ничем иным, как дилетантским рассуждением на тему кибернетики и всемирной сети, однако ближе к концу все свои слова я в спешном порядке забрал назад. «Лэйн: Серийные испытания» — это, безусловно, хороший киберпанк: в нем нет экшна, нет пальбы, нет ходящих по улицам роботов и прочей лабуды, которую порой приходиться видеть в дешевых поделках. Зато есть огромное количество мыслей, идей и теорий.
Второй доминантой сериала является граничащий с киберпанком триллер, благодаря которому, авторы умело накаляют обстановку, вводят новых персонажей, уничтожают старых и так далее. Ближе к 13 эпизоду триллер и вытекающий из него саспенс в комбинации с невероятными стилистическими приемами и удушающими звуками электричества становится настолько тяжелым, что невольно ждешь окончания всего этого дела, чтобы спокойно откинуться в кресле и понять, а что же мне вообще показали.
Таким образом, концепцию «Лэйн» можно сравнить с веревочкой, на которую нанизано две бусинки: первая — кибернетика, вторая — триллер. Главный персонаж сериала, конечно же, школьница, правда, на этот раз данный архетип смотрелся более или менее в своей тарелке, так как все мы уже привыкли, что именно школьницы в Японии спасают мир. Именно эта школьница по имени Лэйн жертвенно надевает на свою шейку мою метафоричную веревочку с бусинками, именно Лэйн с головой окунается в кибернетику, а также устраивает триллер.
Подводя итог всему, что сказано выше, мне остается лишь рекомендовать этот сериал всем зрителям. Исключением может стать группа, которая не переваривает киберпанк, а также с недоверием относится к мудреным сюжетным головоломкам. Головоломки в этом сериале ничуть не уступают всему тому, что мы видели, включая «Евангелион нового поколения» и многократно мною упомянутый фильм «Яйцо ангела».
Справка:
Голос, который объявляет зрителю название серий, создан компьютерной программой «Whisperer».
Автор оригинала: Абэ Ёситоси
Тип: ТВ (13 эп.), 24 мин.
Роли озвучивали: Shimizu Kaori, Ohbayashi Ryunosuke, Morizumi Ari, Kawasumi Ayako, Kurosaki Ayako, Tezuka Chiharu, Tachiki Fumihiko, Tsunezumi Haruka, Miyata Hikaru, Yamanoi Jin, Nakata Jouji, Inoue Kazuhiko, Igarashi Keichi, Takimoto Keito, Jojima Kenji
Озвучивание на русский: Дубляж
Контейнер: Avi
Видео: 656x496 (1.32:1), 25 fps, DivX Codec 5.1.1 ~1518 kbps avg, 0.19 bit/pixel
Аудио: 44.100 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~96.00 kbps avg