Даниил - мой судья - Бог (древнееврейское).
Русская народная форма имени - Данила.
В XIX веке это имя было крестьянским. Сейчас оно становится более распространенным как среднее между обычным, "простым" и особым, редким.
Зодиак имени: Близнецы.
Планета: Меркурий.
Цвет имени: серо-голубой.
Камень-талисман: синяя яшма.
Благоприятное растение: ясень, лютик.
Покровитель имени: белка.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: весна.
Основные черты: спокойствие, самоуглубленность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Даниил Грехозаруцкий (Угличский), игумен, священномученик, 5 июня (23 мая).
Даниил Египтянин, Кесарийский (Палестинский), мученик, 1 марта (16 февраля).
Даниил Московский, князь, 17 (4) марта, 12 сентября(30 августа).
Даниил (в схиме Стефан) Нивертский, Египетский, преподобный, исповедник, 30 (17) декабря.
Даниил Никопольский (Армянский), мученик, 23 (10) июля. В числе других 45 в Никополи после мучений за веру Христову был сожжен (IV в.)
Даниил Переяславский, архимандрит, 20 (7) апреля. Юношей тайно оставил родительский дом и поступил в монастырь, посвятив себя служению ближним. Прославился даром отворить чудеса (XVI в.)
Даниил II Сербский, архиепископ, 12 сентября (30 августа), 3 января (20 декабря).
Даниил Столпник, преподобный, 24 (11) декабря.
Даниил Шужгорский, преподобный, 4 октября (21 сентября).
Даниил Пророк, 30 (17) декабря, один из четырех великих пророков (другие: Иезекииль, Исайя и Иеремия). За 600 лет до Рождества Христова он точно указал время пришествия Христа в мир. Книга Даниила описывает, как он жил при дворе Вавилонского царя Навуходоносора в плену и поднялся до положения влиятельного лица благодаря своем искусству толковать сны. В книге пророка рассказывается, как трое спутников Даниила - Седах, Мисах и Авденаго - были брошены в горящую печь за то, что отказались поклоняться как божеству золотой статуе, воздвигнутой Навуходоносором. Но не дозволил Бог безвинно погибнуть праведникам, послал с небес ангела, который остудил огонь, и трое юношей вышли из печи невредимыми. Эта тема относится к числу самых ранних в христианском искусстве и встречается уже в настенной живописи римских катакомб. В книге пророка Даниила есть рассказ о том, как он сам был брошен в ров ко львам за неподчинение религиозным требованиям персидского царя Дария и верность истинному Богу. И здесь Бог не оставил его. Спустя семь дней царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали. Даниил является также олицетворением мудрости и справедливости.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
На Руси в предрождественскую субботу в храме разыгрывалось "пещное" действо - "три отрока в пещи огненной".
23 июля, на Данилу-мученика, старушки-лекарки собирали целебные росы для врачевания: чистой холстиной проводят рано утром по росистой траве, пока холстина не намокнет, а потом отжимают ее в посудину и хранят в погребе, чтобы врачевать от порчи и сглазу.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Данилка в детстве - спокойный, уравновешенный, улыбчивый ребенок, с любопытством смотрящий на мир. Любит играть в футбол, увлекается теннисом, гимнастикой, но только для здоровья, а не ради спортивных результатов. Редко кто может предположить, что в нем томится творческое начало, поэтому развиться оно может лишь при счастливом стечении обстоятельств. Впрочем, он в любом случае будет отличным специалистом.
Взрослый Даниил остается спокойным человеком, не любящим спешить, сдержанным. Его душевные бури проходят незаметными для постороннего взгляда. Внешне он всегда улыбчив, доброжелателен, не повышает голоса. Иногда он кажется несколько робким, но в нем есть мужская сила и гордость.
Даниил не терпит лжи, может вспылить, но быстро успокаивается и не помнит зла. Даниил слишком углублен в свой внутренний мир, чтобы сосредоточиваться на негативных качествах других людей.
Даниил больно переживает измену друзей, но сам иногда может о ком-то забыть, вспомнить, когда необходимо использовать.
У Даниила сильно развито образное восприятие, поэтому он может стать актером, художником. Но также может быть ученым, конструктором, предпринимателем, поваром, водителем, строителем, трудиться в области электроники. Чем бы он ни занимался, работа для него всегда
будет на первом месте. Яркая фантазия, импровизация, увлеченность, умение работать руками - все вместе помогает Даниилу добиться творческого успеха.
Самоуглубленность Даниила, внутренние серьезные размышления делают из него неплохого психолога, интуиция его также безупречна, поэтому жену он часто выбирает безошибочно, с первого взгляда. При этом ему не важна броская внешность, главное для него - милый, добрый, душевный человек, чаще коллега. Обычно жена более активна, она руководит им, ведет по жизни. Даниил предан семье, любит детей, но, в силу своей занятости, занимается ими немного.
Даниил любит свой дом, относится к нему бережно, вместе с женой его благоустраивает, предпочитая старинные вещи.
Семья и семейные связи важны для Даниила, праздники он проводит с родственниками. Его дом открыт для гостей, он общителен и гостеприимен, хорошо танцует, поет в компании. Пьет в меру, иногда увлекается картами. Редко, но у Даниила случается второй брак. Удачным может оказаться его союз с Анной, Любовью, Людмилой, Ниной, Ольгой, Полиной, Тамарой, Татьяной.
Отчество: Даниилович, Данилович, Данииловна, Даниловна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Даниил игумен (?- 1122) - первый русский паломник, оставивший описание святой земли. Хождение его относится к 1106-1107 гг. Он отправился в Палестину, чтобы увидеть "желанную ту землю и места святые, где Христос претерпел страсти ради нас грешных".
Несколько месяцев странствовал он по Палестинской земле и подробно описал все, что увидел, места, по которым ходил Иисус Христос. Рассказал о городе Иерусалиме и реке Иордан, о Вифлееме, близ которого в пешере родился Иисус, о Капернауме, где исцелял Он людей, о море Тивердиадском, о горе Ливанской, подробно рассказал о горе Фавор и месте на ней, где преобразился Христос: "Место же святого Преображения крепко ограждено вокруг каменистой оградой. Железные ворота у той ограды… А перед оградой той польце красивое, получилось на верху той горы. Чудесно и удивительно устроено Богом что на такой высоте имеется здесь вода; ибо много воды на той горе, на самом ее верху. Потому на той горе есть и нивы, и виноградники хорошие, и деревьев плодовых много. И видно с нее очень далеко".
Даниил полно и подробно рассказывает о святых церквах, монастырях и пересказывает связанные с ними легенды. Обстоятельно рассказывает игумен о топографии местности: "А вот каков путь к Иерусалиму. От Царьграда надо идти по морскому берегу триста верст до Великого моря. До Петолы-острова сто верст; это первый остров на узком море; там залив хороший и там находится город Ираклия великая..."
Описал Игумен Даниил эти места не ради географического интереса, а чтобы люди мысленно вслед за ним прошли по этим местам и для души получили пользу. Цель его странствия не географическая, а духовная.
"Хождение" Даниила было очень популярно и сохранилось в большом количестве списков, из них древнейший относится к 1475 году. "Хождение" носит разные названия: "Житие и хождение Даниила", "Паломник Даниил игумен", "Странник", "Книга глаголемая Странник".