Раиса - легкая, беспечная (древнегреческое).
Имя встречается нечасто, но оно употребляется больше на селе, в чем в городе.
Зодиак имени: Дева.
Планета: Меркурий.
Цвет имени: сизый.
Камень-талисман: сапфир.
Благоприятное растение: сосна, тюльпан.
Покровитель имени: жаворонок.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: лето.
Уменьшительные формы: Раиска, Рая, Раюся, Раюша, Раша, Ая.
Основные черты: спокойствие, практичность, жизнерадостность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Раиса Александрийская, Антинопольская, дева, мученица, 18 (5) сентября, 6 октября (23 сентября). После мучений за Христа была обезглавлена.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
Гром на Раисин день предвещает теплую осень.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
В детстве Раиса живая и веселая, в то же время спокойная и бесшумная. Эти, казалось бы, несовместимые качества будут определять всю ее дальнейшую жизнь. Она очень изобретательна, придумывает какие-то игры или может сплотить детвору во дворе каким-то общим делом. Она для них всегда авторитет, хотя в компании ее особенно не слышно, на первый взгляд кажется застенчивой и тихой. Однако она может утвердить себя, если необходимо, применит нажим и силу.
В школе Рая трудолюбива, ответственна и серьезна, помощница учителю, но ненавязчива. Учится хорошо, но особенно любимых предметов у нее нет.
В характере взрослой Раисы много мужских черт. Она требовательна к себе и окружающим, имеет практическую сметку, сразу определит выгодно ей что-то или нет, действует сообразно собственному интересу. Раиса трудолюбива и настойчива, хотя эти качества особенно в глаза не бросаются, поскольку все, что она делает, происходит без помпы и лишнего шума. Ее твердость сочетается с жизнерадостностью или добродушием. Иногда кажется, что Раиса всем на свете довольна, однако исподволь она добивается своей цели, делает успехи в карьере.
Раиса самостоятельна в принятии решений, вроде бы открыта, но и опасна для тех, кто станет у нее на пути. В гневе она саркастична, злобна, мстительна.
Сфера деятельности Раисы довольно широкая. Она может быть врачом, фармацевтом, агрономом, заниматься точными науками, языками, работать в торговле, на производстве. В любом деле Раиса занимает руководящую должность, уделяет внимание профессиональному росту.
Раиса очень деловита. Мужа, детей она опекает, наставляет, учит, пестует независимо от их возраста и желания. Если семейная жизнь у Раисы не сложится, она перенесет свою страсть на детей сестры или брата, на начальника, если он мужчина. В крайнем случае, у нее возникнет склонность к интригам в коллективе. Поэтому лучше, если Раиса замужем. Она хорошая хозяйка, формирует весь уклад семейной жизни. Наиболее устойчивый и гармоничный брак у Раисы может быть с Владимиром, Глебом, Евгением, Михаилом, Сергеем, Федором или Юрием.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Раиса Стручкова (род. в 1925 г.) - замечательная русская балерина. Танцевала в 1950-1960 гг. в Большом театре. Известны ее партии Жизели, Джульетты, по спектаклю "Золушка" с исполнением главной роли Раисы Стручковой был снят фильм-балет. Чаще всего она танцевала роли вторых героинь.
Стручкова всю жизнь была дублершей спектаклей Улановой, за границей часто выходила на сцену после ула-новских успехов - и получала рецензии: "Великая балерина в своем собственном праве". До сих пор ей пишут письма восторженные поклонники из-за рубежа, не забывающие триумфальных стручковских гастролей.
Каким был танец балерины Большого театра Раисы Стручковой, мы можем представить по отзывам прессы 50-60 гг. Мирандолина в "Трактирщице" по пьесе "Хозяйка гостиницы" - роль, приготовленная за 6 дней. В газетах писали о "роскошной субретке", созданной из темпераментного кокетства, уязвленного самолюбия и хозяйственной сметки. Один из друзей Стручковой после дебюта подарил ей книгу пьес Гольдони с надписью: "Благодарю за исполнение Мирандолины. Карло Гольдони". Галина Уланова назвала ее Золушку "подлинным праздником не только для зрителей, но и для нас, товарищей по профессии". Английский критик писал о неописуемом обаянии, американский - об "остроумии тела", писатель Джеймс Олдридж - об эмоциональной сложности ее ролей. Английские шекспироведы называли ее "абсолютной Джульеттой", ирландские газеты - "самой прекрасной балериной мира". И далеко не каждая прима может прочесть о себе:
"Теплота - это то качество, которое никак нельзя симулировать. Его нужно иметь".
Вся творческая жизнь Раисы Стручковой - в балете Большого театра, который она любит до самозабвения. Воспоминания Раисы Стручковой могли бы составить интереснейшую книгу. Вот одно из них:
"Сейчас в театре балет существует психологически отдельно от оперы. Раньше было по-другому. Мы дружили с прекрасными певцами - Павлом Лисицианом, Иваном Петровым. Ходили на их спектакли, а они - на наши. С Гердт консультировалась Елена Образцова во время работы над "Кармен" и при подготовке партии Марины Мнишек в "Годунове". Как держать веер, как ходить, как протягивать руку для поцелуя. Сейчас вся эта культура почти исчезла. Кавалер при поцелуе руки тащит конечность дамы к носу, а должен наклониться в поклоне к руке. Балет в мое время был таким искусством, что даже герой злободневного тогда балета "Красный мак", китайский грузчик, - и тот обладал внутренним благородством, которое должно было проявиться через жест".
С девяти лет Раиса Стручкова работала с одним педагогом: балериной императорских театров Елизаветой Гердт. Сейчас она сама пестует юных балерин. Раиса Стручкова всегда верна своим привязанностям: с первых шагов Нины Ананиашвили в Большом театре и по сей день Стручкова - ее наставник. То же в личной жизни: многолетний счастливый брак с танцовщиком ГАБТа Александром Лапаури (они понравились друг другу еще в детстве, когда учились в одном школьном классе) - поистине "роман века".