Мария, Марья - печальная (древнееврейское).
Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная".
Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Зодиак имени: Дева.
Планета: Прозерпина.
Цвет имени: сизый.
Камень-талисман: алмаз.
Благоприятное растение: береза, василек.
Покровитель имени: голубка.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: лето.
Уменьшительные формы: Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Основные черты: активность, душевность, трудолюбие.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Мария Азийская, дева, мученица, 19 (6) февраля.
Мария Вифинская, сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская, преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица, 20 (7) июня.
Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская, патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская, исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская, мученица, 22 (9) июня;
Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария, сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская, преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Египетская, преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году. Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
14 апреля - Марья-зажги снега, заиграй овражки.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, - оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Машенька немного упряма и своенравна в детстве, тем не менее она неиссякаемый источник радости для родителей и детство для нее останется самой светлой и счастливой порой. Она с удовольствием помогает маме, любит нянчить младших ребятишек. В детском саду спокойна, дружит со всеми, любит подвижные игры, читать стихи, танцевать. В школе хорошо учится, очень ответственна. Обижается на любую критику. Дружит не со всеми в классе, только с несколькими подружками, которых ревнует к остальным девочкам. Подвержена сиюминутным капризам, может высказать свое неудовольствие. Старается быть справедливой, не выносит несправедливости по отношению к себе. Одноклассники Машу любят: она готова поделиться всем, что у нее есть, трудолюбива, искренне переживает, если что-то случилось, умеет постоять за себя.
Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями.
Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала.
Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте - жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится Довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии - педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости.
Главные заботы Марии - ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием. Наиболее удачен брак Марии с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна - земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах - новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года - "Книга о рождестве Марии", позднее получившее название "Первоевангелие Иакова Младшего".
Мария происходит из царского рода Давида, ее родители - праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение - ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.
Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.
Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии.
На Руси распространена икона "Умиление", когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.
Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном - образцы прекрасной народной поэзии
Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов.
Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии.
Мария - заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками - Оранта, по-гречески - молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли "Нерушимая стена" - заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос - царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст.
Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях. Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе "О тебе радуется", названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: "О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма - небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола- Иоанн Дамаскин, прославленный церковью "песнопевец Богоматери", иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд - белые, алые, золотистые, зеленые - передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.