Роль воздушно-космической обороны в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
С сожалением приходится констатировать, и это отмечается в Концепции национальной безопасности нашего государства, что несмотря на позитивные перемены в мире, значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, а уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают.
В настоящее время коренным образом изменилось само содержание вооруженной борьбы. Ее основой становятся действия сил воздушного нападения всех видов базирования при всестороннем их обеспечении из космоса в интегрированной системе управления. Именно поэтому в строительстве вооруженных сил ведущих государств мира сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития сил и средств воздушно-космического нападения. Все это уже закреплено их руководящими документами, планами развития вооруженных сил и обеспечено финансово. К примеру, в действующей с 2004 года «Базовой доктрине ВВС США» подчеркивается, что «ВВС США дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки».
Анализ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) иностранных государств показывает, что уже в период до 2020 года произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. Именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему. Качественно изменятся формы и способы применения войск и сил.
В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.
Само воздушно-космическое пространство станет единой, а порой и основной сферой вооруженной борьбы, а военные действия в ней приобретут главенствующую роль и глобальный размах. Успешное их ведение станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море.
Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно-стратегического, военно-географического и иного плана. Их наличие создает благоприятные условия для применения сил воздушно-космического нападения противника и обуславливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, именно эти факторы затрудняют нам эффективное решение задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны государства.
Недостаток сил, выполняющих задачи ВКО, значительное количество важнейших объектов, обусловливающих стратегическую устойчивость обороны государства и требующих прикрытия силами ПВО, низкие темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО и обусловленные этим недостаточные возможности по защите суверенитета страны в воздушном пространстве только усугубляют создавшееся положение. Нынешнее состояние элементов системы ВКО оценивается как критическое.
С полной ответственностью могу констатировать, что именно угрозы Российской Федерации из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. Это уже сегодня требует от нас адекватного совершенствования средств и систем противовоздушной, а в ближайшей перспективе – и воздушно-космической обороны Российской Федерации, предусматривающей объединение под единым управлением всех сил и средств, предназначенных для решения задач защиты от воздушно-космического нападения противника.
Ключевая роль в решении задач воздушно-космической обороны государства сегодня отводится Военно-воздушным силам. Они составляют основу противовоздушной обороны высших звеньев государственного и военного управления, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, объектов Вооруженных сил. Силами ПВО ВВС в мирное время обеспечивается решение около 96% объема задач по прикрытию объектов, решаемых всеми силами и средствами ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. Именно в ЗРВ ВВС находится более 60% боевого потенциала зенитных средств всех видов Вооруженных сил, и основной потенциал борьбы с перспективными и наиболее сложными СВКН.
В ВВС сосредоточено почти 90% сил истребительной авиации, а также значительная часть средств РЭБ, боевое применение которых будет осуществляться в интересах всех видов Вооруженных сил.
Входящие в состав ВВС радиотехнические войска обеспечивают контроль воздушного пространства и станут важнейшей частью перспективной системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а существующая высокоавтоматизированная система управления силами ПВО ВВС является основой создания системы управления воздушно-космической обороны.
Являясь фундаментом системы ВКО, Военно-воздушные силы своими активными ударными действиями авиации способны существенно ослабить потенциал средств воздушного нападения, нанося им поражение на земле, на море и в воздухе. Именно ВВС вносят решающий вклад в решение задач завоевания и удержания господства в воздухе. Но самостоятельно одним Военно-воздушным силам эффективно задачу воздушно-космической обороны государства не решить.
С учетом обозначившихся негативных тенденций возрастания угроз военной безопасности РФ и их смещения в воздушно-космическую сферу, президентом России в апреле 2006 года была утверждена «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года и последующий период». В рамках ее реализации Главным командованием ВВС под руководством Генерального штаба Вооруженных сил выработан комплекс необходимых организационных и военно-технических мер, обеспечивающих на первом этапе совершенствование возможностей существующих систем противовоздушной и ракетно-космической обороны и создание на втором этапе интегрированной системы воздушно-космической обороны страны.
В течение 2004–2006 годов нами совместно с Генеральным штабом были выработаны единые подходы к совершенствованию системы ПВО. В целях обеспечения безопасности и суверенитета Российской Федерации в воздушном пространстве было признано целесообразным:
– развитие системы ПВО осуществлять с учетом важности различных направлений и регионов, динамики развития военно-политической обстановки в них, характера и масштабов ожидаемых войн и военных конфликтов, реальных экономических возможностей государства;
– в дальнейшем отказаться от ориентации системы ПВО на условия ведения крупномасштабной войны и сосредоточить основные усилия на обеспечении выполнения задач группировками Вооруженных сил в военных конфликтах локального и регионального масштаба;
обеспечить комплексное применение ударных и оборонительных разновидовых и разнородных войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации в интересах поражения и подавления СВКН как в районах базирования, так и на маршрутах полета, при решении задач разведки, информационного обеспечения, навигации, управления и обеспечения.
Сегодня уже есть соответствующие решения о создании системы воздушно-космической обороны государства, о передаче под единое командование всех основных войск и сил, решающих как задачи противовоздушной, так и ракетно-космической, а значит, и в целом – воздушно-космической обороны. В соответствии с директивными указаниями Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации с 2006 года осуществляется прием в состав армий ВВС и ПВО окружных и армейских комплектов войск ПВО из состава Сухопутных войск.
По мнению Главного командования ВВС, целесообразно рассмотреть и вопрос о передаче в состав ВВС соединений и частей ПВО из состава КОР и ОKBC. Уверен, что это будет способствовать усилению возможностей по противовоздушной обороне на северо-западном и дальневосточном стратегических направлениях и обеспечит централизацию прав и ответственности за противовоздушную оборону страны.
В практическую плоскость сегодня становится и вопрос необходимости дальнейшего совершенствования системы управления Вооруженными силами в области воздушно-космической обороны. Система ВКО государства должна строиться под общим руководством Генерального штаба. Но непосредственное руководство всей практической деятельностью по ее формированию, по руководству войсками и силами, выполняющими задачи ВКО, как мы полагаем, должно осуществляться Главным командованием ВВС.
В соответствии с общим замыслом создания и структурой перспективной системы ВКО страны, подготовленными под руководством Генерального штаба, основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а также подсистемы поражения (подавления) СВКН иностранных государств составят соединения и части авиации и войск ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны из состава Космических войск.
На наш взгляд, залогом успешной реализации целей и задач по созданию системы ВКО является скорейшая интеграция этих сил под единым руководством и управлением в составе Военно-воздушных сил. Это обеспечит единство ответственности за создание, организацию, применение войск и сил ВКО и их скоординированное военно-техническое развитие, позволит ВВС эффективно решать задачи как противовоздушной, так и противоракетной обороны страны, а Космическим войскам – помимо задач обеспечения запуска и управления космическими аппаратами – позволит успешно решать задачи противоспутниковой борьбы. В случае же размещения противником в космосе ударных систем – вести военные действия в космическом пространстве.
Комплексное развитие средств и систем, решающих задачи противовоздушной и ракетно-космической обороны, взаимно дополняющих их боевые возможности, в основном уже заложено в действующей Государственной программе вооружения.
Безусловным приоритетом в создании системы ВКО должно являться развитие системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и системы управления. Решение этих проблем должно осуществляться на основе интеграции существующих и перспективных информационных средств различного базирования вне зависимости от видовой принадлежности, на создании разведывательно-информационного поля, а также соответствующей системы управления, способной обрабатывать эту информацию для принятия своевременного решения на применение войск и сил ВКО.
Генеральным направлением в создании интегрированной системы поражения и подавления СВКН должно быть придание средствам ПВО возможности борьбы с ракетными средствами нападения, гиперзвуковыми целями и крылатыми ракетами.
Детальные предложения по уточнению Государственной программы вооружения, по выделению самостоятельного раздела «Средства и системы ВКО» в составе Программы вооружения, а также перспективы развития ВВС до 2030 года мною уже были доложены министру обороны.
Полагаю, что при таком подходе будет обеспечено оптимальное распределение задач борьбы с СВКН противника по целям, сферам, формам и способам вооруженной борьбы. Будет исключено дублирование и параллелизм при проведении научных исследований и разработке новых видов вооружений.
Интеграция военной науки ПВО и РКО, предприятий оборонного комплекса, занятого разработкой вооружения ВКО, а также организация комплексной подготовки офицерского состава войск и сил ПВО и РКО в единой академии Воздушно-космической обороны наполнят новым качеством содержание всей деятельности по созданию воздушно-космической обороны государства и применению войск и сил ВКО.
В этих условиях дальнейшее совершенствование Военно-воздушных сил на практике позволит создать качественно новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, являющийся основой системы воздушно-космической обороны государства. Максимальная интеграция оперативных и боевых возможностей его компонентов в единой информационно-огневой системе обеспечит решение задач по предназначению во всех формах применения Вооруженных сил в возможных войнах и вооруженных конфликтах.
Создаваемая система воздушно-космической обороны является важным инструментом обеспечения не только военной, но и в целом национальной безопасности Российской Федерации.
С военно-политической точки зрения воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением как обычного, так и ядерного оружия. С военно-стратегической – гарантом своевременного обеспечения президента России как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.
Быстрейшее создание системы воздушно-космической обороны государства и ее эффективное применение будет являться залогом обеспечения военной безопасности государства, стратегической устойчивости обороны и обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации.
2008-01-25 / Александр Николаевич Зелин - главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSВ помощь |
Наиболее значимые угрозы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт Новостей |