Где белые, где черные – и правда непросто разобраться. Если бы не фамилии. Белов-Вильмотт, Филиппов-Хадид. Отличная идея кураторов: западная команда архитекторов против русской в битве за Россию. Но, к сожалению, это игра в шахматы уже не просто метафора.
Фигуры расставлены. Время пошло, пишут в проспектах. Но это явно не начало партии. Кто здесь наступает и у кого на этом поле самая выигрышная позиции, кажется, и так всем понятно.
Все последние годы Россия возила на биеннале бумажную архитектуру, но в этом кураторы решили, что стесняться уже нечего – есть что показать. Голландец Эгерат рисует министру культуры перспективы проекта Национальной билиотеки в Казани, Здесь же новый Апраксин двор от Уилкинсона, музей мамонтов в Якутске от Томаса Лизера. В Сибири он, конечно, не был, Москву увидел лишь однажды. Найти эксперта по вечной мерзлоте архитектору помогла его парикмахер.
"Но об этом же можно прочитать. Есть литература. Я общался с канадским ученым по вечной мерзлоте, он мне рассказал, какие опасности существуют, когда строишь здание на льду", - делится Томас Лизер, архитектор.
Здесь, конечно, не все: кого-то съели, кто-то вышел из сметы. На этой доске главное не острый ум – деньги и желание заказчика. Атака, защита и жертвы – в шахматах это стадия игры называется миттельшпиль, но, даже судя по размерам макетов, у красных не просто пешки – за западную команду играют очень сильные фигуры.
"Они не чувствуют город. Они не чувствуют контекста. Тогда, когда, скажем, Эрик Ваннегер отстроит в Ханты-Мансийске, или Фостер тоже в Ханты-Мансийске. То есть, когда у вас пустыня и новое здание. Все, прекрасно, я бы, конечно, играл за русских", - уверяет Григорий Ревзин, куратор российского павильона на Венецианской биеннале.
Россия, за которую сражаются команды, на самом деле этажом ниже, в утопиях архитектора из деревни Никола Ленивец. Зиккурат из поленьев, Эйфелева башня из лозы. Автор утверждает: это даже не его идеи – подслушанные мечты природы, которая сама знает, где и что нужно строить, заставляя иностранцев замирать от восторга в ореховом лесу, под присмотром двуглавого орла.
"Хорошо бы так – человек прямо дотрагивался до этой палки, которая у нас в деревне вообще ничего не стоит, ее никто не замечает. И вдруг действительно они как к чему-то святому прикасаются, чуть не целуют это", - говорит Николай Полисский, дизайнер.
Здесь и правда есть на что посмотреть, кроме архитектуры: госпиталь для деревьев, световые инсталляции и даже огромная желтая газовая труба, которой эстонцы так хотели испортить настроение российскому павильону. Хотели как хуже – получился отличный детский городок.